Трепещет яростное сердце,
Пылают очи старика,
Почуяв в доме иноверца,
К кинжалу тянется рука...

Важа Пшавела

Война в Абхазии
1992—1993
Увеличение текста: Ctrl+

НачалоБиблиотекаПравда о трагедии в Абхазии → Основные факторы авантюрных действий сепаратистов Абхазии

Чтобы ясно и глубоко понять своеобразие психологического склада, особенности национального самосознания нынешнего поколения абхазов, необходимо тщательно проследить исполненный драматизма исторический путь, пройденный абхазским народом и помнить: малочисленные нации особенно легко ранимы, чувствительны к ущемлению их прав и свобод.

В глубине веков родилось слово «Апсны», что означает: «Страна души». Родина на языке абхазов стала называться «Апсадгил» — «Землей души», а язык — «Песней души». Абхазы являются одним из древнейших обитателей Восточного Причерноморья и представляют собой исторически сложившуюся устойчивую общность — нацию.

В IX—X веках Абхазское и объединенное Грузинское царства были, независимо от смены династий, общими структурами абхазо-грузинской государственности. Уменьшение же численности абхазского населения (о чем ныне идут острые дебаты) на разных этапах исторического развития обусловливалось не только негативным изменением интенсивности рождаемости, смертности и миграции, а являлось также печальным следствием событий прошлого — в первую очередь таких процессов, как насильственное переселение абхазов в Турцию, известное под названием «махаджирство» (XIX век), колониальной политики правительства царской России в целом.

Много бед принесли нам и эпидемии чумы. К концу XVIII века численность абхазов сократилась втрое.

В результате карательной экспедиции генерала Муравьева (1841) началась новая, еще более мощная волна насильственного переселения абхазов в Турцию. В целом за минувшее столетие — более 300 тысяч... Небольшая часть махаджиров обосновалась в районе Батуми, до 1877 года входившем в состав Османской империи, тогда их число составило около десяти тысяч, сегодня в Аджарии проживают полторы тысячи абхазов.

В советский период — общеизвестные трагические события 1937 и 1950 годов, отмеченные репрессиями, физическим истреблением лучших представителей абхазской интеллигенции, закрытием абхазских школ, фактическим запретом на родной язык и т. п. Впрочем, подобная участь постигла многие народы бывшего СССР, в том числе Кавказа, Закавказья, всей Грузии.

С 70-х годов прошлого столетия опустевшие в результате махаджирства земли царское самодержавие стало заселять русскими, болгарами, молдаванами, эстонцами, армянами, греками. Уже в 1949—1950 гг. сюда (в основном вместо выселенных греков, а также в малозаселенные районы Абхазии) стали переводить грузин из Западной Грузии.

Несколько слов о так называемом «присоединении Абхазии к России».

История однозначно констатирует: Абхазия никогда самостоятельно и официально не входила в состав России; в 1910 г. она лишь находилась под ее покровительством.
Общеизвестно, что внешние и внутренние политические осложнения определили в конце XVIII века стремление правящих кругов Грузии к союзу с могущественной единоверной Россией, а интересы последней на Кавказе все четче проявлялись в противоборстве с Турцией и Ираном. В 1783 г. между Россией и Восточной Грузией был заключен Георгиевский трактат, по условиям которого Российская империя брала под покровительство Картли-Кахетское царство. Однако в 1801 году она нарушила условия трактата, аннексировав это царство; затем постепенно присоединила к себе всю Западную Грузию, в том числе Абхазию, упразднив тем самым более чем двухтысячелетнюю грузинскую государственность. В 1805 году князья Самурзакано (Абхазия), признавая себя подданными мегрельского князя, изъявили желание вместе с ним принять и российское подданство. Так и произошло «присоединение Абхазии к России». Позднее были упразднены Имеретинское царство, все владетельные княжества, превращенные в административные единицы Российской империи, причем Абхазия (Сухумский округ) вошла в состав Кутаисской губернии.

С началом аннексии Грузии в 1801 году усугубляются и сепаратистские тенденции. Исходя из собственных интересов и возможностей, Россия исподволь подчиняет себе грузинские царства и княжества. Стараясь искоренить сами наименования «Грузия», «Абхазия», самодержавие создает Тифлисскую и Кутаисскую губернии и «Сухумский военный отдел», который с 1883 года становится упомянутым выше «Сухумским округом», подчиненным кутаисскому губернатору.

После упразднения автокефалии грузинской церкви (1811 г.) начинается процесс обрусения и церкви абхазской. Предпринимается попытка перевода богослужения с грузинского на славянский, налицо также стремление внедрить в качестве антагониста грузинскому — абхазское (апсуа) самосознание. Против этой тенденции активно выступала передовая абхазская общественность, стараясь убедить российских чиновников, что Абхазия исторически, по своей культуре, религии и т. д., есть неотъемлемая часть Грузии. В 1870 году, в докладной записке депутатов абхазского и самурзаканского дворянства (Б. Эмхвари, М. Маршани, Т. Маргани, К. Инал-ипа) на имя председателя Тифлисского комитета по сословно-поземельным делам князя Святополка-Мирского особо подчеркивалось, что «издревле Абхазия составляла часть бывшего Грузинского царства...» В записке приводились факты, подтверждающие общность исторических судеб грузинского и абхазского народов, являющиеся, по словам авторов, «важными свидетелями принадлежности Абхазии к Грузии», и выражалась надежда, что они (абхазы) не будут «исключены из общей семьи грузинских народов, к которой искони принадлежали». В 1916 году Тбилиси посетила аб хазская делегация в составе князей М. Шервашидзе, М. Эмхвари, А. Инал-ипа, П. Анчабадзе и представителей крестьянства Б. Эзугбая и А. Чукбар. От имени абхазского народа они подали прошение по экономическому и культурному развитию края и поставили вопрос о преобразовании Сухумского округа в отдельную губернию. Если последнее невозможно, заявляли делегаты, то ни в коем случае не присоединять его (Сухумский округ) к какой-либо другой губернии, кроме Кутаисской. Столь же настоятельным было требование депутации не отделять от экзархата Грузии Сухумскую эпархию, которая всегда являлась нераздельной частью грузинской церкви.

Именно в этот период отчетливо проявилась колониальная сущность политики царизма: махаджирству подверглись десятки тысяч абхазов, насильственно переселенных в Османскую империю. Однако с глубокой древности Абхазия непрестанно тяготела к политическому союзу с Грузией, и это диктовалось геополитическими условиями, интересами обоих народов. В союзе с Грузией Абхазия на протяжении веков сохраняла свое этноисторическое пространство, неповторимое лицо.

Абхазо-грузинские этнографические параллели восходят к седой старине, свидетельствуя о культурно-генетической неразделимости наших исторических судеб. Испокон веков связывают нас кровно-родственные, добрососедские, дружеские отношения. У абхазов и грузин, совместно проживающих в Абхазии многие сотни лет, идентичны традиции, обычаи, быт и даже религия. Это предопределено тем, что свыше сорока процентов населения Абхазии составляют смешанные абхазо-грузинские семьи.

Вот что писал по данному поводу выдающийся сын Абхазии Д. И. Гулиа: «Под одним небом, на одной земле строили мы нашу культуру, вместе защищали нашу национальную сущность и нашу землю. Мало сказать, что мы братские народы. У нас одна психика, одни обычаи и обряды, одна психология. Вряд ли у грузина есть более близкий брат, чем абхаз. Абхаз в свою очередь может сказать про грузина то же самое. Это братство и сохранило нас. А кто старается его разрушить, самому себе он враг».

Наши народы никогда не воевали друг против друга — если не считать отдельных клановых раздоров и стычек. Были, конечно, на нашем совместном историческом пути и обиды, и несправедливость, и недопонимание, но свет разума и добра побеждал зло и недоверие, происки недругов и провокаторов.

И вот теперь, в канун XXI века, в эпоху расцвета мировой цивилизации, небывало широкого распространения идей гуманизма, торжества принципов демократии и защиты прав человека в большинстве государств, группа абхазских сепаратистов, узурпировав власть в автономной республике, после долгой и тщательной подготовки к войне сумела ее спровоцировать.

В заявлениях руководства Народного фронта Абхазии «Айдгылара» («Единение») неоднократно звучали слова: «Мы заставим вас (грузин) стрелять в нас (абхазов). От Грузии и грузинского рабства мы можем избавиться только силой оружия». И далее: «Не беспокойтесь, у нас уже все готово. Мы поставим под ружье за полчаса весь народ. Наши арсеналы уже полны вашим же, российским оружием, и в любой момент мы можем их удвоить и утроить. У нас налажены связи с казачеством, вы сами скоро это увидите: как только здесь начнется война, весь Кавказ придет в движение, а за ним и вся Россия. У нас свои эмиссары за рубежом — в Турции, в арабских странах. Нас поддержит весь мир. Ну, а кто не захочет быть с нами, с тем поступим по законам военного времени». Фактически война была объявлена в радиообращении В. Ардзинба по поводу всеобщей мобилизации (мужчин от 18 до 45 лет).

«Известны и политические цели организаторов этих преступлений: расчленение Грузии, вовлечение в войну России, советско-коммунистический реванш с возрождением Советского Союза».

Таким образом, еще до рокового взрыва, вооруженного столкновения 14 августа 1992 года, по всему политическому фронту шла «холодная война». Ставкой в этой войне была Абхазия, которую реакционные силы любой ценой стремились оторвать от демократической Грузии, противопоставить ей. Миру уже известно, как под прикрытием неоднократных договоренностей о перемирии гудаутская сепаратистская группировка, при активном участии бандформирований из представителей так называемой Конфедерации народов Кавказа, казачьих и других наемников, осуществила вероломное нападение на города и села Абхазии. Массированными атаками с суши, моря и воздуха начался сокрушительный штурм лишенных защиты городов и других населенных пунов. Последствия оказались катастрофическими. Разрушены десятки городов и сел, разграблены и сожжены жилые дома, зверски замучено, расстреляно или выдворено из Абхазии практически все грузинское население. Тысячи людей, бросив свой кров и имущество, пешком, горными тропами Сванетии, в холод, без пищи и теплой одежды выбирались из этого ада. Сотни из них, а главное дети и старики, погибли в пути. Массовые убийства сопровождались актами особой жестокости — расчленением и сожжением трупов, пытками, изнасилованием, расстреливались и сжигались целые семьи по 6-8 человек. Особенно свирепствовали каратели из так называемых второго и третьего армянских батальонов, присвоивших имя маршала Баграмяна (поистине кощунственное издевательство над прославленным военачальником!). Председатель Комитета по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации г-н Юрий Дьяков, побывав в Абхазии заявил: «Геноцид властвует в республике. Дюжины трупов в море... Вырезанные внутренности у женщин... Отрезанные головы на пляжах... Грузины выдворены из Абхазии».

Люди, зверски расправившиеся с Председателем Совета Министров автономной республики Абхазия Жиули Шартава, не могут быть названы иначе, чем варварами конца двадцатого века. В его лице они убили не только яркую личность, видного политического и общественного деятеля, но человека, олицетворявшего высокие моральные качества, последовательного борца за политическое, мирное урегулирование конфликта в Абхазии, за возрождение взаимопонимания и единства между нашими народами.

Оголтелый сепаратизм поставил под вопрос и существование собственно абхазской нации, доведя ее генофонд до грани физического исчезновения. Налицо геноцид грузин и самогеноцид абхазов.

Приведу лишь два примера. В этой братоубийственной войне только из одного села Отхара Гудаутского района Абхазии погибло сто двадцать абхазских юношей, то есть молодые люди почти из каждой семьи, тогда как даже Отечественная война унесла жизни девяноста жителей того же села. Аналогичная трагедия постигла и село Члоу Очамчирского района Абхазии — погибли 75 юношей.

Тяжелой оказалась судьба и тысяч русских, армян, греков, представителей других национальностей, вынужденных из-за систематических обстрелов городов и сел, разрушений и грабежей оставить свои очаги и выехать за пределы Абхазии. Эти факты однозначно оценены в официальных документах ООН, СБСЕ, Совете Безопасности, мировой общественностью как геноцид, этническая чистка, преступление против человечества.

 
Апартеидный закон о выборах в парламент Абхазии; их фальсификация в 1991 году

© 2015—2018 Проект «Война в Абхазии»
Ваши отзывы, пожелания, интересные материалы отправляйте по адресу: admin@war-in-abkhazia.ru