Трепещет яростное сердце,
Пылают очи старика,
Почуяв в доме иноверца,
К кинжалу тянется рука...

Важа Пшавела

Война в Абхазии
1992—1993
Увеличение текста: Ctrl+

НачалоПубликации → Сбивая гражданские самолеты, Абхазия совершает преступление

Уничтожение абхазскими вооруженными формированиями двух гражданских самолетов превращает северо-восточное побережье Черного моря в один из самых опасных для воздушных сообщений районов мира.

По данным директора Департамента воздушного транспорта России Вадима Замотина, сбитые во вторник и среду на подлете к Сухуми пассажирские Ту-134 и Ту-154 принадлежали грузинской гражданской авиации. Первый выполнял рейс из Сочи, второй направлялся в столицу Абхазии из Тбилиси по заданию министерства обороны Грузии. Российские гражданские «борты» после инцидента с Ту-134 в зону боевых действий не летали.

Сбитый во вторник Ту-134 упал в море. Ни одному из 28 пассажиров спастись не удалось. По непроверенным данным, среди них были журналисты, направлявшиеся в зону боев. Сгоревший в среду при аварийной посадке в аэропорту Сухуми лайнер Ту-154 перевозил грузинских военнослужащих. Выжили лишь 20 человек, 80 сгорели заживо. Согласно информации Франс Пресс, тактика абхазов проста: ракеты, оснащенные системой теплового наведения, запускаются с катеров, курсирующих у побережья, которые затем уходят с места пуска. Таким образом, обнаружить террористов практически невозможно.

Считалось, говорит Вадим Замотин, что в районе грузино-абхазского конфликта нет угрозы гражданским воздушным сообщениям, что его участники будут свято следовать букве к духу Чикагской конвенции 1944 года, гарантирующей полную безопасность полетов гражданской авиации, И дополнением, внесенным в этот основополагающий документ после трагедии южнокорейского Боинга-747, сбитого советским истребителем в 1983 году. Суть уложений: неприменение силы в отношении гражданских самолетов ни при каких обстоятельствах.

«Какое бы задание ни выполнял грузинский Ту-154, какие бы грузы ни вез, самолет не участвовал впрямую в боевых действиях, не стрелял, не бомбил... А значит, этот трагически окончившийся полет полностью подпадает под Чикагскую конвенцию. Сбивать его — преступление», — заявил руководитель российского авиаведомства.

Ему вторит Алексей Немчинов, исполняющий обязанности исполнительного секретаря Секретариата комиссии Российской Федерации по делам ИКАО. «Авиалайнер ни при каких обстоятельствах не может являться законной целью для кого бы то ни было», — утверждает он. По мнению Немчинова, в зонах конфликта должно быть введено в действие особое положение о приеме и отправке гражданских самолетов, обеспечивающее их безопасность. Как полагает начальник Научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета Владимир Кофман, в столь драматической ситуации Грузия могла бы воздержаться от полетов в зоне конфликта с Абхазией. Он также напомнил, что Международная организация гражданской авиации (ИКАО) 14 июня этого года приняла специальную резолюцию, вновь призвав все страны, подписавшие Чикагскую конвенцию, ратифицировать дополнительную статью 3-бис, согласно которой вновь подтверждается основополагающий принцип международного права: государства должны воздерживаться от применения силы в отношении воздушных гражданских судов. Пока эту поправку ратифицировали 70 стран, в том числе бывший СССР. Однако для вступления ее в силу необходимо одобрение 102 государств.

Из представленных «Известиям» мнений экспертов можно сделать вполне однозначный вывод: действия абхазской стороны по своей сути ничем не отличаются от таких варварских актов, как уничтожение южнокорейского «Боинга» над Сахалином в сентябре 1983 года. Можно вспомнить и другие трагедии. В 1974 году израильская ПВО сбила над Синайским полуостровом ливийский авиалайнер, а в июле 1988-го американский крейсер «Винсеннес» одним ракетным залпом лишил жизни 290 пассажиров иракского самолета над Персидским заливом.

Однако если в упомянутых случаях еще можно было задавать вопросы и вести речь об ошибках при опознании цели, то акции абхазских боевиков, увы, подобных сомнений не вызывают.

Игорь АНДРЕЕВ, Константин ЭГГЕРТ, «Известия».


© 2015—2016 Проект «Война в Абхазии»
Ваши отзывы, пожелания, интересные материалы отправляйте по адресу: admin@war-in-abkhazia.ru